Проповедь от 22.11.2015
ГОСПОДЬ НАШ ИИСУС ХРИСТОС, ЦАРЬ ВСЕЛЕННОЙТОРЖЕСТВО
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Дан 7, 13-14
Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шёл как бы Сын
человеческий, дошёл до Ветхого днями, и подведён был к Нему. И Ему дана
власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему;
владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его
не разрушится.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
Откр 1, 5-8
Иисус Христос есть свидетель верный, первенец из мёртвых и владыка
царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших
Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу
Своему, слава и держава во веки веков, аминь. Се, грядет с облаками, и
узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним
все племена земные. Да, аминь. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец,
говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.
ЕВАНГЕЛИЕ
Ин 18, 33b-37
В то время: Пилат сказал Иисусу: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему:
от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат
отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне;
что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Моё не от мира сего; если бы от
мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня,
чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Моё не отсюда. Пилат
сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на
то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать о истине;
всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.
Возлюбленные во Христе Господе дорогие братья, дорогие сестры!
Сегодняшнее торжество Христа Царя Вселенной замыкает весь
литургический год и группу всех праздников, начиная от Воплощения и до
пришествия во славе нашего Спасителя. Мы, христиане, ожидаем Второго
пришествия Христова, причем мы ожидаем его с радостью, ведь для нас это
время надежды. Священное Писание даже заканчивается этими словами:
«Ей, гряду скоро» – «Ей, гряди, Господи Иисусе!». Ей, гряди, Господи
Иисусе! – именно этот молитвенный призыв звучит у каждого истинно
практикующего христианина. Ведь для нас Апокалипсис, Страшный суд –
это не нечто из фильмов ужасов; это, наоборот, время радостной встречи с
Христом, нашим Спасителем, время великой надежды, надежды на то, что
окончательно будут упразднены грех, смерть и дьявол. Надежды на полное
созерцание Бога лицом в лицо в сонме спасенных. Чем же является Царство
Христово? Что означает «Христос-Царь»? Дорогие братья и сестры,
сегодняшнее торжество с точки зрения литургической традиции не уходит в
глубокую христианскую древность. Но тем не менее, оно имеет глубочайшие
библейские основания.
В первом чтении Литургии слова сегодняшнего дня мы слушали о
видении Сына Человеческого. Это Сын Человеческий пришел к Ветхому
днями; этот Ветхий днями – Бог Отец. И этому Сыну Человеческому дана
власть, слава и царство. Власть, слава и царство даны Сыну Человеческому.
Мы, христиане, знаем, кто такой этот Сын Человеческий – это наш
Спаситель Христос Господь. Иисус Христос сам называл себя Сыном
Человеческим, о чем мы читаем на страницах Евангелия. Итак, Христу даны
слава, царство, власть. Эти слова – слава, царство, власть – у нас часто
ассоциируются с неким политическим контекстом. Для нас царь, или
премьер-министр, или президент, или военачальник – это тот, кто облечен
определенными полномочиями, кто может издавать указы, кто имеет некие
силы, в частности – средства подавления. Но в самом деле понятие царя,
того, кто владычествует, в библейской культуре – совсем другое. Царь – это
прежде всего тот, кто несет ответственность за своих подданных. Тот, кто
отвечает за свой народ прежде всего перед Богом. В том числе, несет
отсетственность за грехи своего народа. В Ветхом Завете мы часто об этом
читаем. Иисус – Царь, но царство Его не от мира сего, не отсюда, как мы
слышали в сегодняшнем фрагменте Евангелия. В чем же заключается
царство Иисуса? В чем заключается смысл Его владычествования?
Дорогие братья и сестры, другое чтение – из книги Откровения Иоанна
Богослова говорит нам, что Христос – это свидетель верный. Мы
употребляем слово «свидетель» прежде всего в юридическом, судебном
контексте. Это тот, кто может подтвердить некую истину. В таком контексте
это слово употреблялось и на страницах Ветхого Завета: в юридическом
смысле, в контексте судебных практик. Но не только. Слово «свидетель»
имеет глубокий религиозный смысл. Свидетель – это тот, кто является
свидетелем Завета, который заключил Бог со своим народом. Иисус Христос
– это свидетель верный, то есть свидетель Божьего Завета с человечеством. А
в чем заключается Завет Бога с человеком? В том, что Бог обещал спасти нас.
То есть Иисус Христос – это свидетель Божьей любви. Имено в этом
заключается главная сила Царства Христова. Сила Царства Христа не в
ракетах, не в дипломатии, не в угрозах, не во лжи, которую мы слышим
постоянно, сила Царства Христова – в неизреченной любви Божьей к
человеку. И эта любовь проявилась в крестной смерти нашего Спасителя. Не
зря говорят, что троном в Царстве Христовом является древо Креста. Именно
Иисус Христос, свидетель Божьей любви, является свидетелем истины.
Мы сегодня слышали в Евангелии о том, как Христос говорит: «Я
пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине». «А что же есть истина?»
– знаменитый евангельский вопрос. Знаменитый вопрос, который ставили
перед собой не только иудеи, ставили и язычники; человечество ставит его
по сегодняшний день. И это несмотря на то, что Евангелие дает нам ответ на
этот вопрос. Есть стремление у каждого человека – искать истину. Мы часто
за правду боремся, нас призывают даже отдавать жизнь за истину. Однако
какая это истина? Мы ведь все свидетели тому, что часто истина перемешана
с ложью. Часто то, что кажется нам истиной, на самом деле истиной не
является. Мы пытаемся познать истину, будь то истина в сфере естественных
наук, истина историческая, истина политическая, и любая другая. Но
оказывается, что спасительная истина есть только одна – во Христе Иисусе.
«Я есть Путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через
Меня». Сегодняшние слова из Евангелия от Иоанна полностью
соответствуют фрагменту, который мы слышали: «Я пришел в мир, чтобы
свидетельствовать об истине». Есть только одна истина, которая нас спасает
– истина о Слове Воплощенном, ставшем плотью, обитавшем среди нас,
принявшем на Себя крестное страдание, умершем и воскресшем, и поэтому
победившем смерть, грех и дьявола. И только эта истина способна нас
спасти. Современное человечество – мы свидетели этому – пытается искать
эту истину, пытается понять, откуда в мире столько зла, откуда в мире
столько ненависти? Почему часто даже религия прикрывает злодеяния,
почему люди, называющие себя верующими, ненавидят друг друга, клевещут
друг на друга, начиная от социальных сетей и заканчивая повседневной
жизнью? Почему люди, которые идут к Причастию, одновременно могут
ненавидеть своего ближнего, причем совершенно иррационально? Мы
можем задавать себе миллион таких вопросов. Почему люди убивают друг
друга, почему братские народы ненавидят друг друга, почему бомбят друг
друга? И эти «почему?» можно задавать бесчисленное число раз. Но поиск
истины может свестись в этой области просто к болтовне и манипуляции,
если мы не будем помнить о том, что для нас, верующих христиан,
спасительная истина только одна – во Христе Иисусе. Именно сквозь призму
Евангелия можно говорить о мире и о его спасении. Только сквозь призму
Евангелия можно решить самые глубинные вопросы человеческого бытия.
Ведь мы в это веруем. Сегодняшнее торжество очередной раз нам об этом
говорит. Христос для нас – истинный Царь. Царь, поскольку именно Он
полюбил нас, а что может быть сильнее любви? Любовь, на самом деле,
сильнее любых ракет, любых бомб, любых политических игр. Ведь человек
создан для любви и живет любовью. Если он не живет любовью, то он уже в
аду, и удел его – геенна огненная, поскольку Бог есть любовь; там, где нет
Бога, нет любви, а значит, это и есть ад. Сегодняшнее торжество говорит нам
об очень серьезных вещах: насколько мы живем в любви Божьей? И вообще,
способны ли мы возлюбить? Это – главный и единственный критерий
принадлежности к Царству Христову, а мы ожидаем полноты этого Царства,
и поэтому восклицаем: «Ей, гряди, Господи Иисусе!». Аминь.