+7 (495)
506-23-34
prihod@peterpaul.msk.ru

Проповедь от 22.11.2015

ГОСПОДЬ НАШ ИИСУС ХРИСТОС, ЦАРЬ ВСЕЛЕННОЙ

ТОРЖЕСТВО

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

    Дан 7, 13-14

Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шёл как бы Сын 

человеческий, дошёл до Ветхого днями, и подведён был к Нему. И Ему дана 

власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; 

владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его 

не разрушится.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 
       Откр 1, 5-8

Иисус Христос есть свидетель верный, первенец из мёртвых и владыка 

царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших 

Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу 

Своему, слава и держава во веки веков, аминь. Се, грядет с облаками, и 

узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним 

все племена земные. Да, аминь. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, 

говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.


  ЕВАНГЕЛИЕ

       Ин 18, 33b-37

В то время: Пилат сказал Иисусу: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: 

от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат 

отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; 

что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Моё не от мира сего; если бы от 

мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня, 

чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Моё не отсюда. Пилат 

сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на 

то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать о истине; 

всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.


 


Возлюбленные во Христе Господе дорогие братья, дорогие сестры! 

Сегодняшнее торжество Христа Царя Вселенной замыкает весь 

литургический год и группу всех праздников, начиная от Воплощения и до 

пришествия во славе нашего Спасителя. Мы, христиане, ожидаем Второго 

пришествия Христова, причем мы ожидаем его с радостью, ведь для нас это 

время надежды. Священное Писание даже заканчивается этими словами: 

«Ей, гряду скоро» – «Ей, гряди, Господи Иисусе!». Ей, гряди, Господи 

Иисусе! – именно этот молитвенный призыв звучит у каждого истинно 

практикующего христианина. Ведь для нас Апокалипсис, Страшный суд – 

это не нечто из фильмов ужасов; это, наоборот, время радостной встречи с 

Христом, нашим Спасителем, время великой надежды, надежды на то, что 

окончательно будут упразднены грех, смерть и дьявол. Надежды на полное 

созерцание Бога лицом в лицо в сонме спасенных. Чем же является Царство 

Христово? Что означает «Христос-Царь»? Дорогие братья и сестры, 

сегодняшнее торжество с точки зрения литургической традиции не уходит в 

глубокую христианскую древность. Но тем не менее, оно имеет глубочайшие 

библейские основания. 

В первом чтении Литургии слова сегодняшнего дня мы слушали о 

видении Сына Человеческого. Это Сын Человеческий пришел к Ветхому 

днями; этот Ветхий днями – Бог Отец. И этому Сыну Человеческому дана 

власть, слава и царство. Власть, слава и царство даны Сыну Человеческому. 

Мы, христиане, знаем, кто такой этот Сын Человеческий – это наш 

Спаситель Христос Господь. Иисус Христос сам называл себя Сыном 

Человеческим, о чем мы читаем на страницах Евангелия. Итак, Христу даны 

слава, царство, власть. Эти слова – слава, царство, власть – у нас часто 

ассоциируются с неким политическим контекстом. Для нас царь, или 

премьер-министр, или президент, или военачальник – это тот, кто облечен 

определенными полномочиями, кто может издавать указы, кто имеет некие 

силы, в частности – средства подавления. Но в самом деле понятие царя, 

того, кто владычествует, в библейской культуре – совсем другое. Царь – это 

прежде всего тот, кто несет ответственность за своих подданных. Тот, кто 

отвечает за свой народ прежде всего перед Богом. В том числе, несет 

отсетственность за грехи своего народа. В Ветхом Завете мы часто об этом 

читаем. Иисус – Царь, но царство Его не от мира сего, не отсюда, как мы 

слышали в сегодняшнем фрагменте Евангелия. В чем же заключается 

царство Иисуса? В чем заключается смысл Его владычествования? 

Дорогие братья и сестры, другое чтение – из книги Откровения Иоанна 

Богослова говорит нам, что Христос – это свидетель верный. Мы 

употребляем слово «свидетель» прежде всего в юридическом, судебном 

контексте. Это тот, кто может подтвердить некую истину. В таком контексте 

это слово употреблялось и на страницах Ветхого Завета: в юридическом 

смысле, в контексте судебных практик. Но не только. Слово «свидетель» 

имеет глубокий религиозный смысл. Свидетель – это тот, кто является 

свидетелем Завета, который заключил Бог со своим народом. Иисус Христос 

– это свидетель верный, то есть свидетель Божьего Завета с человечеством. А 

в чем заключается Завет Бога с человеком? В том, что Бог обещал спасти нас. 

То есть Иисус Христос – это свидетель Божьей любви. Имено в этом 

заключается главная сила Царства Христова. Сила Царства Христа не в 

ракетах, не в дипломатии, не в угрозах, не во лжи, которую мы слышим 

постоянно, сила Царства Христова – в неизреченной любви Божьей к 

человеку. И эта любовь проявилась в крестной смерти нашего Спасителя. Не 

зря говорят, что троном в Царстве Христовом является древо Креста. Именно 

Иисус Христос, свидетель Божьей любви, является свидетелем истины. 

Мы сегодня слышали в Евангелии о том, как Христос говорит: «Я 

пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине». «А что же есть истина?» 

– знаменитый евангельский вопрос. Знаменитый вопрос, который ставили 

перед собой не только иудеи, ставили и язычники; человечество ставит его 

по сегодняшний день. И это несмотря на то, что Евангелие дает нам ответ на 

этот вопрос. Есть стремление у каждого человека – искать истину. Мы часто 

за правду боремся, нас призывают даже отдавать жизнь за истину. Однако 

какая это истина? Мы ведь все свидетели тому, что часто истина перемешана 

с ложью. Часто то, что кажется нам истиной, на самом деле истиной не 

является. Мы пытаемся познать истину, будь то истина в сфере естественных 

наук, истина историческая, истина политическая, и любая другая. Но 

оказывается, что спасительная истина есть только одна – во Христе Иисусе. 

«Я есть Путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через 

Меня». Сегодняшние слова из Евангелия от Иоанна полностью 

соответствуют фрагменту, который мы слышали: «Я пришел в мир, чтобы 

свидетельствовать об истине». Есть только одна истина, которая нас спасает 

– истина о Слове Воплощенном, ставшем плотью, обитавшем среди нас, 

принявшем на Себя крестное страдание, умершем и воскресшем, и поэтому 

победившем смерть, грех и дьявола. И только эта истина способна нас 

спасти. Современное человечество – мы свидетели этому – пытается искать 

эту истину, пытается понять, откуда в мире столько зла, откуда в мире 

столько ненависти? Почему часто даже религия прикрывает злодеяния, 

почему люди, называющие себя верующими, ненавидят друг друга, клевещут 

друг на друга, начиная от социальных сетей и заканчивая повседневной 

жизнью? Почему люди, которые идут к Причастию, одновременно могут 

ненавидеть своего ближнего, причем совершенно иррационально? Мы 

можем задавать себе миллион таких вопросов. Почему люди убивают друг 

друга, почему братские народы ненавидят друг друга, почему бомбят друг 

друга? И эти «почему?» можно задавать бесчисленное число раз. Но поиск 

истины может свестись в этой области просто к болтовне и манипуляции, 

если мы не будем помнить о том, что для нас, верующих христиан, 

спасительная истина только одна – во Христе Иисусе. Именно сквозь призму 

Евангелия можно говорить о мире и о его спасении. Только сквозь призму 

Евангелия можно решить самые глубинные вопросы человеческого бытия. 

Ведь мы в это веруем. Сегодняшнее торжество очередной раз нам об этом 

говорит. Христос для нас – истинный Царь. Царь, поскольку именно Он 

полюбил нас, а что может быть сильнее любви? Любовь, на самом деле, 

сильнее любых ракет, любых бомб, любых политических игр. Ведь человек 

создан для любви и живет любовью. Если он не живет любовью, то он уже в 

аду, и удел его – геенна огненная, поскольку Бог есть любовь; там, где нет 

Бога, нет любви, а значит, это и есть ад. Сегодняшнее торжество говорит нам 

об очень серьезных вещах: насколько мы живем в любви Божьей? И вообще, 

способны ли мы возлюбить? Это – главный и единственный критерий 

принадлежности к Царству Христову, а мы ожидаем полноты этого Царства, 

и поэтому восклицаем: «Ей, гряди, Господи Иисусе!». Аминь.