+7 (495)
506-23-34
prihod@peterpaul.msk.ru

Проповедь от 24.07.2016

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
       Быт 18, 20-32

В те дни: И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжёл он весьма. Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю. И обратились мужи оттуда, и пошли в Содом; Авраам же ещё стоял пред лицом Господа. И подошёл Авраам, и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, если они находятся в нём? Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу всё место сие. Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять. Авраам продолжал говорить с Ним, и сказал: может быть, найдётся там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока. И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдётся там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдётся там тридцать. Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдётся там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу ещё однажды: может быть, найдётся там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.


ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
       Кол 2, 12-14

Братья: Быв погребены со Христом в крещении, в Нём вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мёртвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял Его от среды и пригвоздил ко кресту.


ЕВАНГЕЛИЕ
       Лк 11, 1-13

Случилось, что, когда Иисус в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твоё; да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: «друг! дай мне взаймы три хлеба; ибо друг мой с дороги зашёл ко мне, и мне нечего предложить ему»; а тот изнутри скажет ему в ответ: «не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе». Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец небесный даст Духа Святого просящим у Него.



Возлюбленные во Христе Господе дорогие братья, дорогие сестры!

Надеюсь, у каждого из вас, здесь присутствующих, есть в жизни друзья. Но одновременно каждый осознает, что нелегко найти настоящего друга, настоящую подругу – человека, которому можно доверять, и который тоже будет тебе доверять. Ибо доверие – главный элемент истинной дружбы. В этом не помогут ни социальные сети, но поиск друзей и общение с ними в Интернете или иной виртуальной действительности. Необходимо уметь доверять. Найти настоящего друга можно лишь при одном условии – когда ты сам желаешь стать другом. Когда ты готов им быть, когда ты готов доверять, когда ты настолько свободен, что можешь предложить себя другому человеку в дар. Нельзя иметь друга без доверия. А где есть доверие – там возможны искренние отношения. Отношения, которые связаны в том числе с прошением, с просьбой, когда мы обращаемся к близким людям.

Иисус в сегодняшней Литургии слова так образно демонстрирует необходимость молитвы, иллюстрируя это ситуацией с друзьями. Да, не может человек отказать своему другу, как мы слышали в Евангелии, который вдруг среди ночи просит у него хлеба. Даже если уже друг лег спать, и уже ему не хочется вставать, то по крайней мере по неотступности встанет и откроет дверь. «Неотступность» - так переведено на русский язык греческое слово anaideía, которое, на самом деле, имеет значение достаточно эмоциональное. Эта «неотступность» связана чуть ли не с неким оттенком «наглости». Это, конечно, слишком остро сказано, но именно таково первоначальное значение греческого слова. Господь наш очень образно и довольно эмоционально иногда иллюстрирует важные вещи истинной веры. Как человек должен вести себя с Богом? Как должен молиться? Как должен просить у Бога? Поэтому Господь нам сегодня говорит: «Ищите – и обрящете; стучите – отворят вам; просите – и дано будет вам».

Почему именно так говорит Господь? Потому что Он является истинным другом человека. Бог справедлив и милосерден, Бог всемогущ – это мы знаем из Катехизиса, это мы видим на страницах Священного Писания. Но одновременно Бог является самым лучшим другом человека. Именно к Богу всегда можно обратиться с просьбой, именно к Богу всегда можно обратиться с мольбой. Особенно в тяжелых ситуациях нашей жизни, ведь мы так слышали во втором чтении Литургии слова: Иисус взял на себя все наши грехи, простил нам их, «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас», поскольку Иисус был пригвожден ко Кресту. И мы, которые погребены с Ним в Крещении, в Нем совоскресаем верой. На самом деле наша жизнь во Христе – это отношения дружбы с Богом с полном смысле этого слова. Дружбы с Господом нашим Иисусом Христом.

Нелегко понять на деле эту ситуацию. Поскольку само понятие дружбы в нашей культуре размыто. Дружба прежде всего ассоциируется у нас не с доверием, а с тем, чтобы что-то с другого человека поиметь, что-то от него получить. Самый наглядный пример – это как раз первое чтение сегодняшней Литургии слова – пример жителей Содома. Именно злоупотребление доверием, отсутствие доверия приводит к тому, что мы пытается другого человека использовать: материально, сексуально, иным образом. А это уже не дружба, это уже не доверие, а наоборот, это – грех, который мы совершаем; это и есть тот самый грех, который вопиет об отмщении с Неба.

Когда человек осознает, что Бог – его лучший друг, тогда он начинает иначе воспринимать мир, воспринимать собственную жизнь. Помню, когда я был подростком, в молитвеннике на литовском языке читал вот эту известную молитву, которая начинается словами Jezo mano bičiulis – «Иисус, мой друг…». Я даже спрашивал: «Слушайте, ну, по-литовски вроде бы слово bičiulis – это друг, это как мой приятель по двору, неужели я могу так к Иисусу обращаться? Может, я не совсем правильно понимаю этот язык?». Оказывается, да. Мы к Иисусу обращаемся как к такому же другу. Но к самому лучшему, потому что Он нам доверяет. Доверяет – значит принимает нас такими, какие мы есть. Доверяет и ожидает, что мы будем и Него просить. Поэтому сегодняшние слова Евангелия «ищите – и найдете; стучите – и отворят вам; просите – и дано будет вам» имеют глубокий смысл для нашей христитанской жизни. Осознав их подлинный смысл, мы иначе уже воспринимаем окружающий мир. Беда многих верующих людей как раз заключается в том, что они не могут найти в Иисусе лучшего друга. Отсюда появляются крайности в интерпретации христианства. С одной стороны – обвинение христианства в морализаторстве, отсюда крайность либерализма: делайте что хотите и живите как хотите. Это неверное, искаженное понимание Бога и Его милосердия. Но и другая крайности не менее опасна: это крайность фанатизма, когда человек собственные комплексы, связанные с одиночеством прежде всего, пытается таким образом решить – псевдорелигиозной риторикой. Именно от неверного восприятия Бога как нашего друга рождаются эти вредные течения. Они, к сожалению, вредят нашей вере, вредят Церкви, вредят Народу Божию. А все связано только с одним – с тем, что мы не желаем быть одиноки, но не можем, к сожалению, часто найти истинных друзей. Мы думаем, что мы одиноки. Но на самом деле одиночества не существует. У каждого из нас без исключения один друг точно есть – это наш Спаситель, важно только Его найти. Аминь.