Проповедь от 18.10.2015
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕИс 53, 10-11
Господу угодно было поразить Праведника, и Он предал Его мучению; когда же душа Его
принесёт жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня
благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с
довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих, и грехи их на
Себе понесёт.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
Евр 4, 14-16
Братья: Имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия,
будем твёрдо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого
первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который,
подобно нам, искушён во всём, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к
престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной
помощи.
ЕВАНГЕЛИЕ
Мк 10, 35-45
В то время: Подошли к Иисусу сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы
желаем, чтобы Ты сделал нам, о чём попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я
сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому
по левую, в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, что просите. Можете ли пить
чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали:
можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым
Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не
от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и
Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями
народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не
будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет
быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того
пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления
многих.
Возлюбленные во Христе Господе дорогие братья, дорогие сестры!
Каждый из нас нуждается в близком человеке, которому мы могли бы
доверять. Доверие – это основа нормальных взаимоотношений между
людьми. Мы желаем иметь близкого человека, который бы нас понял,
утешил в трудную минуту, дал совет, успокоил, пришел бы к нам, когда мы
чувствуем себя одинокими. И, конечно, мы стремимся иметь таких близких
людей, стремимся иметь друзей. Но как же часто эти люди могут нас
разочаровывать: не оправдывать наших надежд, а иногда и вовсе
обманывать. К сожалению, некоторые люди могут быть коварными, могут
даже злоупотреблять нашим доверием. И это приводит нас в еще большее
замешательство. Часто у нас даже появляется подозрительность, иногда
безосновательная, и трудно нам установить доверительные отношения с
окружающими. Казалось бы, дорогие браться и сестры, Иисус мог так же
разочароваться в своих учениках. Ведь в сегодняшнем фрагменте Евангелия
мы по крайней мере о двух событиях услышали, которые свидетельствуют о
том, ученики не понимают до конца своего Учителя и являются поводом для
великого разочарования. С одной стороны, Иаков и Иоанн просят сесть по
правую и по левую сторону во славе. Когда Иисус пытается им объяснить,
что они не правы, другие десять начинают негодовать на Иакова и Иоанна.
Дорогие братья и сестры! Часто возникает искушение трактовать
Евангелие в категориях исключительно светских и к христианству, к вере, к
Церкви, да к самому нашему Спасителю относиться исключительно в
категориях мира сего и ценностей этого мира. Примеров здесь бесчисленное
множество: начиная от нас, конкретных христиан, которые иногда и в
Церкви желают удовлетворить какие-то свои амбиции, и заканчивая миром
сим: как он говорить о Евангелии, о Христе, что пишет, чем интересуется.
Это светское понимание вошло настолько прочно в культуру, что даже
трудно уже нам иногда вспомнить, что Евангелие говорит что-то другое.
Один из ярких примеров – нынешний Синод епископов (который проходит в
Риме, в котором участвует и наш архиепископ Павел) по вопросам семьи.
Светские средства массовой информации в мире – в России, может быть,
чуть меньше – но в мире очень интересуются этим событием. Даже в
исключительно светских интернет- или газетных изданиях масса статей,
масса публикаций на эту тему. Но что пишут, и каким языком пишут?
Исключительно светским. «Вот, есть некие группы, типа консерваторов и
либералов, есть некие группы, которые желают перемен, и которые их не
желают», и т.д., и т.д. И мы, ученики Христовы, тоже заражаемся этим
пониманием. Так, как Иаков и Иоанн в сегодняшнем фрагменте Евангелия:
ну, раз мы апостолы, раз мы – ученики такого великого Учителя, нам,
наверное, стоит сесть по правую и по левую сторону от него. Сесть, как
говорится, на первые места в синагоге. Да, может быть, с точки зрения
светской это и так. Но Евангелие говорит нам о другом. В Евангелии нет
терминов «консерватор» и «либерал». В Евангелии нет терминов
«революционер» или же «традиционалист». Это термины нашей, светской,
культуры, которыми мы засоряем главную евангельскую весть – проповеди
Благой вести; проповеди, конкретно как это осуществлять. В частности,
Синод этим и занимается: как Евангелие проповедовать в семьях, в том числе
в тех ситуациях, когда эти семьи находятся в кризисе. Об этом пишут крайне
мало, потому что об этом неудобно писать, а удобнее гораздо говорить о
светских вещах. Точно так же, как много мы говорим о Церкви, нашем месте
в Церкви, но мало мы помним о том, что нам сегодня Иисус говорит в
Евангелии: «кто хочет быть больше между вами, да будет вам слугой, и кто
хочет быть первым между вами, да будет всем рабом». Мало мы помним о
том, что Иисус сам дал нам пример этой любви, которая несет крест. Иисус,
на первый взгляд, мог разочароваться с своих учениках. Но оказывается – Он
этого не сделал. Он сам нам дал пример этой жертвенной любви. Сын
Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но для того, чтобы
самому послужить и отдать душу свою для искупления многих. Это то новое,
что привнес Иисус в понимание Сына Человеческого. Иудейская культура
иначе понимала Мессию, иначе понимала эту личность. Это действительно
должен был быть царь, полководец – великий, может быть, и свирепый, но
тот, кто действительно должен иметь эту силу; это сильный мира сего. Этот
образ сильного правителя – царя, президента, кого хотите – нам постоянно
представляют, представляет светский мир.
Но в категорях христианства все совершенно иначе. Сын
Человеческий, тот самый Судья живых и мертвых, тот самый Спаситель –
Он, оказывается, пришел не чтобы царствовать в нашем понимании, а чтобы
служить. Более того, отдать душу для искупления многих. Об этом говорит и
Ветхий завет в первом чтении из книги пророка Исайи – о страданиях раба
Господня. Этот отрок, или раб Господень, этот праведник, о котором
восклицает пророк, и есть прообраз Иисуса Христа, прообраз Мессии,
который должен был страдать. И во втором чтении из Послания к евреям мы
слышали о том, что Христос, будучи истинным первосвященником, принес
Себя в жертву за грехи наши. Сам был без греха, но принес Себя в жертву за
наши грехи, за грехи всего мира, и поэтому Его жертва имеет совершенный
характер.
Дорогие братья и сестры, мы, как ученики Христа, на самом деле
призваны следовать за нашим Учителем. И все же в жизни мы часто
разочарованы: нас разочаровывают другие люди, ближние, часто мы и
Церковью разочарованы, священниками, той или иной конфессией; иногда
пытаемся менять конфессию из-за того, что нас что-то там разочаровало.
Переходим в другую конфессию, а потом и другая конфессия нас тоже
начинает разочаровывать, поскольку не исполняет наших надежд. Каких
надежд? Мирских, светских надежд. Вот в этом и корень всей проблемы.
Вопрос прост: готовы ли мы принять реальность такой, какова она есть?
Готовы ли мы простить ближнему, готовы ли мы не создавать проблем на
пустом месте? Готовы ли мы ответственно относиться к нашей собственной
жизни как к величайшему дару Божьему? Вот в чем проблема, с которой
сталкиваются многие христиане. В этом как раз и есть евангельский ответ на
вопрос, что значит идти за Христом, что значит подражать Ему: уметь
жертвенно любить, уметь прощать, уметь быть снисходительным, уметь
сочувствовать, уметь сострадать, уметь прощать обиды, уметь любить не
только ближних, но и врагов уметь любить, и грешных людей. Вот в этом
настоящее Евангелие. Но готовы ли мы по такому Евангелию жить? Вот
вопрос сегодняшней литургии Слова. Аминь.