+7 (495)
506-23-34
prihod@peterpaul.msk.ru

Проповедь от 18.10.2015

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

Ис 53, 10-11

Господу угодно было поразить Праведника, и Он предал Его мучению; когда же душа Его 

принесёт жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня 

благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с 

довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих, и грехи их на 

Себе понесёт.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ

Евр 4, 14-16

Братья: Имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, 

будем твёрдо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого 

первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, 

подобно нам, искушён во всём, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к 

престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной 

помощи.

ЕВАНГЕЛИЕ

Мк 10, 35-45

В то время: Подошли к Иисусу сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы 

желаем, чтобы Ты сделал нам, о чём попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я 

сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому 

по левую, в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, что просите. Можете ли пить 

чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: 

можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым 

Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не 

от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и 

Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями 

народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не 

будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет 

быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того 

пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления 

многих.




Возлюбленные во Христе Господе дорогие братья, дорогие сестры!

Каждый из нас нуждается в близком человеке, которому мы могли бы 

доверять. Доверие – это основа нормальных взаимоотношений между 

людьми. Мы желаем иметь близкого человека, который бы нас понял, 

утешил в трудную минуту, дал совет, успокоил, пришел бы к нам, когда мы 

чувствуем себя одинокими. И, конечно, мы стремимся иметь таких близких 

людей, стремимся иметь друзей. Но как же часто эти люди могут нас 

разочаровывать: не оправдывать наших надежд, а иногда и вовсе 

обманывать. К сожалению, некоторые люди могут быть коварными, могут 

даже злоупотреблять нашим доверием. И это приводит нас в еще большее 

замешательство. Часто у нас даже появляется подозрительность, иногда 

безосновательная, и трудно нам установить доверительные отношения с 

окружающими. Казалось бы, дорогие браться и сестры, Иисус мог так же 

разочароваться в своих учениках. Ведь в сегодняшнем фрагменте Евангелия 

мы по крайней мере о двух событиях услышали, которые свидетельствуют о 

том, ученики не понимают до конца своего Учителя и являются поводом для 

великого разочарования. С одной стороны, Иаков и Иоанн просят сесть по 

правую и по левую сторону во славе. Когда Иисус пытается им объяснить, 

что они не правы, другие десять начинают негодовать на Иакова и Иоанна. 

Дорогие братья и сестры! Часто возникает искушение трактовать 

Евангелие в категориях исключительно светских и к христианству, к вере, к 

Церкви, да к самому нашему Спасителю относиться исключительно в 

категориях мира сего и ценностей этого мира. Примеров здесь бесчисленное 

множество: начиная от нас, конкретных христиан, которые иногда и в 

Церкви желают удовлетворить какие-то свои амбиции, и заканчивая миром 

сим: как он говорить о Евангелии, о Христе, что пишет, чем интересуется. 

Это светское понимание вошло настолько прочно в культуру, что даже 

трудно уже нам иногда вспомнить, что Евангелие говорит что-то другое. 

Один из ярких примеров – нынешний Синод епископов (который проходит в 

Риме, в котором участвует и наш архиепископ Павел) по вопросам семьи. 

Светские средства массовой информации в мире – в России, может быть, 

чуть меньше – но в мире очень интересуются этим событием. Даже в 

исключительно светских интернет- или газетных изданиях масса статей, 

масса публикаций на эту тему. Но что пишут, и каким языком пишут? 

Исключительно светским. «Вот, есть некие группы, типа консерваторов и 

либералов, есть некие группы, которые желают перемен, и которые их не 

желают», и т.д., и т.д. И мы, ученики Христовы, тоже заражаемся этим 

пониманием. Так, как Иаков и Иоанн в сегодняшнем фрагменте Евангелия: 

ну, раз мы апостолы, раз мы – ученики такого великого Учителя, нам, 

наверное, стоит сесть по правую и по левую сторону от него. Сесть, как 

говорится, на первые места в синагоге. Да, может быть, с точки зрения 

светской это и так. Но Евангелие говорит нам о другом. В Евангелии нет 

терминов «консерватор» и «либерал». В Евангелии нет терминов 

«революционер» или же «традиционалист». Это термины нашей, светской, 

культуры, которыми мы засоряем главную евангельскую весть – проповеди 

Благой вести; проповеди, конкретно как это осуществлять. В частности, 

Синод этим и занимается: как Евангелие проповедовать в семьях, в том числе 

в тех ситуациях, когда эти семьи находятся в кризисе. Об этом пишут крайне 

мало, потому что об этом неудобно писать, а удобнее гораздо говорить о 

светских вещах. Точно так же, как много мы говорим о Церкви, нашем месте 

в Церкви, но мало мы помним о том, что нам сегодня Иисус говорит в 

Евангелии: «кто хочет быть больше между вами, да будет вам слугой, и кто 

хочет быть первым между вами, да будет всем рабом». Мало мы помним о 

том, что Иисус сам дал нам пример этой любви, которая несет крест. Иисус, 

на первый взгляд, мог разочароваться с своих учениках. Но оказывается – Он 

этого не сделал. Он сам нам дал пример этой жертвенной любви. Сын 

Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но для того, чтобы 

самому послужить и отдать душу свою для искупления многих. Это то новое, 

что привнес Иисус в понимание Сына Человеческого. Иудейская культура 

иначе понимала Мессию, иначе понимала эту личность. Это действительно 

должен был быть царь, полководец – великий, может быть, и свирепый, но 

тот, кто действительно должен иметь эту силу; это сильный мира сего. Этот 

образ сильного правителя – царя, президента, кого хотите – нам постоянно 

представляют, представляет светский мир. 

Но в категорях христианства все совершенно иначе. Сын 

Человеческий, тот самый Судья живых и мертвых, тот самый Спаситель – 

Он, оказывается, пришел не чтобы царствовать в нашем понимании, а чтобы 

служить. Более того, отдать душу для искупления многих. Об этом говорит и 

Ветхий завет в первом чтении из книги пророка Исайи – о страданиях раба 

Господня. Этот отрок, или раб Господень, этот праведник, о котором 

восклицает пророк, и есть прообраз Иисуса Христа, прообраз Мессии, 

который должен был страдать. И во втором чтении из Послания к евреям мы 

слышали о том, что Христос, будучи истинным первосвященником, принес 

Себя в жертву за грехи наши. Сам был без греха, но принес Себя в жертву за 

наши грехи, за грехи всего мира, и поэтому Его жертва имеет совершенный 

характер. 

Дорогие братья и сестры, мы, как ученики Христа, на самом деле 

призваны следовать за нашим Учителем. И все же в жизни мы часто 

разочарованы: нас разочаровывают другие люди, ближние, часто мы и 

Церковью разочарованы, священниками, той или иной конфессией; иногда 

пытаемся менять конфессию из-за того, что нас что-то там разочаровало. 

Переходим в другую конфессию, а потом и другая конфессия нас тоже 

начинает разочаровывать, поскольку не исполняет наших надежд. Каких 

надежд? Мирских, светских надежд. Вот в этом и корень всей проблемы. 

Вопрос прост: готовы ли мы принять реальность такой, какова она есть? 

Готовы ли мы простить ближнему, готовы ли мы не создавать проблем на 

пустом месте? Готовы ли мы ответственно относиться к нашей собственной 

жизни как к величайшему дару Божьему? Вот в чем проблема, с которой 

сталкиваются многие христиане. В этом как раз и есть евангельский ответ на 

вопрос, что значит идти за Христом, что значит подражать Ему: уметь 

жертвенно любить, уметь прощать, уметь быть снисходительным, уметь 

сочувствовать, уметь сострадать, уметь прощать обиды, уметь любить не 

только ближних, но и врагов уметь любить, и грешных людей. Вот в этом 

настоящее Евангелие. Но готовы ли мы по такому Евангелию жить? Вот 

вопрос сегодняшней литургии Слова. Аминь.