Проповедь от 11.10.2015
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕПрем 7, 7-11
Я молился, и дарован мне разум; я взывал, и сошёл на меня дух премудрости. Я предпочёл
её скипетрам и престолам, и богатство почитал за ничто в сравнении с нею:
драгоценного камня я не сравнил с нею, потому что перед нею всё золото — ничтожный
песок, а серебро — грязь в сравнении с нею. Я полюбил её более здоровья и красоты, и
избрал её предпочтительно перед светом, ибо свет её неугасим. А вместе с нею пришли
ко мне все блага и несметное богатство через руки её.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
Евр 4, 12-13
Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает
до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения
сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто перед очами
Его: Ему дадим отчёт.
ЕВАНГЕЛИЕ
Мк 10, 17-30
В то время: Когда выходил Иисус в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и
спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус
сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь
заповеди: «не прелюбодействуй»; «не убивай»; «не кради»; «не лжесвидетельствуй»; «не
обижай»; «почитай отца твоего и мать». Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это
сохранил я от юности моей. Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного
тебе недостаёт: пойди, всё, что имеешь, продай, и раздай нищим; и будешь иметь
сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. Он же, смутившись от
сего слова, отошёл с печалью, потому что у него было большое имение. И, посмотрев
вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в
Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ:
дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее
верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Они
же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус,
воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу; ибо всё возможно Богу.
И начал Пётр говорить Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою. Иисус сказал
в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестёр,
или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил
бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестёр, и
отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.
Можем ли мы спокойно, прямо посмотреть в глаза другому человеку: в
глаза родителям, детям, соседям по лавке в храме, соседям по лестничной
клетке, нашим попутчикам в транспорте, нашим коллегам на работе, вообще
незнакомому человеку, другу, подруге и т.д.? Знаем, что если у нас
намерения чистые, если совесть наша чиста, то мы можем спокойно
посмотреть в глаза ближнему. Но если мы чувствуем перед ним вину, если
мы пытаемся его обманывать, если мы пытаемся делать ему что-то плохое –
далеко не всегда мы можем прямо, спокойно посмотреть ему в глаза. Дети
часто краснеют, когда, провинившись перед родителями, не могут им
посмотреть в глаза. Это один из самых популярных педагогических методов:
ребенок провинился, и родители его спрашивают: «Ты сделал это или нет? А
ну честно, посмотри-ка ты мне в глаза». И ребенок начинает их отводить,
начинает краснеть. Да, только с чистым сердцем можно спокойно взглянуть в
глаза ближнему, и в этом взгляде будет искренность, в этом взгляде будет
любовь. А можем ли мы посмотреть в глаза Иисусу Христу так же искренне,
так же с чистой совестью? Герой сегодняшнего фрагмента Евангелия, судя по
тексту, сумел это сделать. Более того, он пал на колени перед великим
Учителем и спросил Его… Причем задал вопрос очень важный – «Что
делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Это крайне важный вопрос. Этот
человек даже не просил ничего: исцеления, изгнания духов; не просил чего-
то конкретного. Не спрашивал также об интерпретации Торы, Закона, а ведь
споры об интерпретации Закона, о заповедях были распространены среди
иудеев: какая заповедь самая главная, как интерпретировать ту или иную
заповедь? Ведь в Торе как раз и есть источник истинной мудрости, в
соблюдении заповедей есть источник спасения. Казалось бы, это было
известно иудеям. Но, видимо, этому человеку недостаточно было таких
утверждений. Поэтому не зря он обращается к Иисусу с важнейшим
вопросом человеческой жизни: «Что мне сделать, чтобы наследовать жизнь
вечную?». Казалось бы, он получил ответ на этот вопрос, в принципе, в духе
иудейской традиции. Но этот человек понимает, что чего-то недостает. Ведь
он исполнял формально эти заповеди, как мы слышали в Евангелии. Не
убивал, не прелюбодействовал, не крал, не лжесвидетельствовал, почитал
родителей – вроде бы был хорошим, нормальным человеком, человеком
доброй воли, если выразиться современным языком. Человеком, с которым
можно иметь дело, ведь мы любим встречаться с такими людьми –
нормальный, симпатичный человек. Но есть одна проблема. В чем же эта
проблема заключается? На первый взгляд может показаться, это оттого, что
он имел материальные блага. Да, он был богат, как видно по Евангелию, и
естественно, ему было трудно отказаться от этого богатства. Но это немного
поверхностное представление. Речь не о богатстве как таковом, а о
привязанностях. Вот в чем корень проблемы этого человека. Корень
проблемы в том, что он не был достаточно свободен. Оказывается, можно
посмотреть в глаза другому человеку, и даже в этом случае не быть
достаточно свободным. Можно сказать Богу: «Да я вообще хороший, меня
хоть сейчас на алтарь клади, на мне Мессу служи – святой!». И часто многие
прихожане так о себе думают: «Ну что: не крал, никого не убил, и все». А на
самом-то деле – являемся ли мы по-настоящему свободными? Только
свободный человек способен с полной искренностью и любовью посмотреть
в глаза Иисусу и посмотреть в глаза ближнему. И поэтому герой
сегодняшнего фрагмента не мог выдержать любящего взгляда Спасителя.
Оказывается – чтобы смотреть в глаза Иисусу, необходимо по-настоящему
освободиться от привязанностей. В нашей жизни могут быть самые
разнообразные привязанности. Да, мы нуждаемся в благах земных: в пище, в
воде, в чистом воздухе; мы нуждаемся в жилище, в одежде; мы нуждаемся в
благах духовного порядка – наше человеческое достоинство, доброе имя; мы
нуждаемся также в мирном небе. Во всем этом мы нуждаемся, это
совершенно бесспорно. Но есть некая иерархия этих благ, этих ценностей.
Что для меня является самым важным? На прошлой неделе в центре
«Покровские ворота» была презентация новой энциклики Папы Laudato si.
Это энциклика, которую уже назвали «экологической», т.е. об экологических
проблемах. Но строго говоря, энциклика не только об этом, я в своем
выступлении старался именно эту мысль представить. Энциклика – о
ценностях: что для нас в жизни является более важным – строить
целлюлозный комбинат или защитить, например, озеро? Строить
водохранилище или сохранить деревню, не затоплять ее? И так далее, и так
далее. Трудно ответить на эти вопросы. Однозначный ответ сразу дать
нелегко. Но и в нашей жизни мы не можем быстро однозначно дать ответы
на многие вопросы. Однако это не означает, что мы не должны на них
отвечать. И это – главная наша проблема. Мы, христиане, призваны и
обязаны всегда принимать некие решения, решения ответственные. Делать
выбор: что для нас действительно более важно? Сегодняшний герой
почувствовал, что все-таки богатство, которым он обладает, для него что-то
более важное, чем идти за Иисусом. Идти за Иисусом трудно, поэтому Иисус
и восклицает: «Проще верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели
богатому войти в Царство Божье». Игольные уши – так назывался один из
входов в стене в Иерусалим. Он был настолько маленький, что туда, конечно,
верблюд никак не мог пройти, поэтому Иисус использует такую метафору.
Что же отвечают ученики: «А что же тогда делать? Мы ведь все равно
привязаны к неким ценностям, являемся несовершенными людьми, не можем
просто так все бросить и пойти в никуда. Что же делать конкретно? Кто же
может тогда спастись?». И Иисус здесь нас обнадеживает, вселяет великую
надежду: «Человекам это невозможно»… Да, какими бы мы добрыми ни
были, как бы мы ни кричали на всех углах и на всех телевизионных каналах,
что мы нравственные, у нас духовные ценности, у нас непонятно что, – все
равно мы этим не спасемся. И это самое главное. Человек сам не может
никогда спастись. Богу все возможно, не человеку. Мы об этом в Евангелии
слышали: для спасения необходима Божья помощь – благодать. У Бога нет
ничего невозможного, и это – главная мысль сегодняшней литургии Слова –
что Бог нам Сам дает благодать. Когда приходят на катехизицию, особенно
те, кто не может долго ее посещать, я им говорю просто главные истины
веры; одна из этих главных истин веры заключается в том, что спасение без
благодати невозможно, какими бы мы хорошими мы ни были. Только тогда
наши хорошие поступки будут иметь meritum – спасительную заслугу, –
когда они совершены в состоянии благодати. Поэтому путь христианина –
это путь стяжания благодати, жизни в этой благодати Божьей. И это есть
истинная мудрость, мудрость, о которой мы слышали в первом чтении
литургии слова, еще из ветхозаветной книги: «Я молился, и дарован мне
разум; взывал я, и сошел на меня дух премудрости». Что означает «дух
премудрости на нас сошел»? Что мы испрашиваем истинную мудрость
Божью. Эта мудрость не заключается в том, чтобы нам удалось без
подготовки сдать вдруг экзамен, а мудрость заключается в том, чтобы мы
жили в состоянии Божьей благодати, чтобы мы осознавали приоритеты в
нашей жизни, иерархию ценностей. Что для нас является более важным, что
является менее важным? Только тогда мы можем с чистой совестью и
чистым сердцем смотреть в глаза и Богу, и ближнему. Аминь.