+7 (495)
506-23-34
prihod@peterpaul.msk.ru

Проповедь от 11.10.2015

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

Прем 7, 7-11

Я молился, и дарован мне разум; я взывал, и сошёл на меня дух премудрости. Я предпочёл 

её скипетрам и престолам, и богатство почитал за ничто в сравнении с нею: 

драгоценного камня я не сравнил с нею, потому что перед нею всё золото — ничтожный 

песок, а серебро — грязь в сравнении с нею. Я полюбил её более здоровья и красоты, и 

избрал её предпочтительно перед светом, ибо свет её неугасим. А вместе с нею пришли 

ко мне все блага и несметное богатство через руки её.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ

Евр 4, 12-13

Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает 

до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения 

сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто перед очами 

Его: Ему дадим отчёт.

ЕВАНГЕЛИЕ

Мк 10, 17-30

В то время: Когда выходил Иисус в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и 

спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус 

сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь 

заповеди: «не прелюбодействуй»; «не убивай»; «не кради»; «не лжесвидетельствуй»; «не 

обижай»; «почитай отца твоего и мать». Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это 

сохранил я от юности моей. Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного 

тебе недостаёт: пойди, всё, что имеешь, продай, и раздай нищим; и будешь иметь 

сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. Он же, смутившись от 

сего слова, отошёл с печалью, потому что у него было большое имение. И, посмотрев 

вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в 

Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: 

дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее 

верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Они 

же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, 

воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу; ибо всё возможно Богу. 

И начал Пётр говорить Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою. Иисус сказал 

в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестёр, 

или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил 

бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестёр, и 

отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.


 

Можем ли мы спокойно, прямо посмотреть в глаза другому человеку: в 

глаза  родителям, детям, соседям по лавке в храме, соседям по лестничной 

клетке, нашим попутчикам в транспорте, нашим коллегам на работе, вообще 

незнакомому человеку, другу, подруге и т.д.? Знаем, что если у нас 

намерения чистые, если совесть наша чиста, то мы можем спокойно 

посмотреть в глаза ближнему. Но если мы чувствуем перед ним вину, если 

мы пытаемся его обманывать, если мы пытаемся делать ему что-то плохое – 

далеко не всегда мы можем прямо, спокойно посмотреть ему в глаза. Дети 

часто краснеют, когда, провинившись перед родителями, не могут им 

посмотреть в глаза. Это один из самых популярных педагогических методов: 

ребенок провинился, и родители его спрашивают: «Ты сделал это или нет? А 

ну честно, посмотри-ка ты мне в глаза». И ребенок начинает их отводить, 

начинает краснеть. Да, только с чистым сердцем можно спокойно взглянуть в 

глаза ближнему, и в этом взгляде будет искренность, в этом взгляде будет 

любовь. А можем ли мы посмотреть в глаза Иисусу Христу так же искренне, 

так же с чистой совестью? Герой сегодняшнего фрагмента Евангелия, судя по 

тексту, сумел это сделать. Более того, он пал на колени перед великим 

Учителем и спросил Его… Причем задал вопрос очень важный – «Что 

делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Это крайне важный вопрос. Этот 

человек даже не просил ничего: исцеления, изгнания духов; не просил чего-

то конкретного. Не спрашивал также об интерпретации Торы, Закона, а ведь 

споры об интерпретации Закона, о заповедях были распространены среди 

иудеев: какая заповедь самая главная, как интерпретировать ту или иную 

заповедь? Ведь в Торе как раз и есть источник истинной мудрости, в 

соблюдении заповедей есть источник спасения. Казалось бы, это было 

известно иудеям. Но, видимо, этому человеку недостаточно было таких 

утверждений. Поэтому не зря он обращается к Иисусу с важнейшим 

вопросом человеческой жизни: «Что мне сделать, чтобы наследовать жизнь 

вечную?». Казалось бы, он получил ответ на этот вопрос, в принципе, в духе 

иудейской традиции. Но этот человек понимает, что чего-то недостает. Ведь 

он исполнял формально эти заповеди, как мы слышали в Евангелии. Не 

убивал, не прелюбодействовал, не крал, не лжесвидетельствовал, почитал 

родителей – вроде бы был хорошим, нормальным человеком, человеком 

доброй воли, если выразиться современным языком. Человеком, с которым 

можно иметь дело, ведь мы любим встречаться с такими людьми – 

нормальный, симпатичный человек. Но есть одна проблема. В чем же эта 

проблема заключается? На первый взгляд может показаться, это оттого, что 

он имел материальные блага. Да, он был богат, как видно по Евангелию, и 

естественно, ему было трудно отказаться от этого богатства. Но это немного 

поверхностное представление. Речь не о богатстве как таковом, а о 

привязанностях. Вот в чем корень проблемы этого человека. Корень 

проблемы в том, что он не был достаточно свободен. Оказывается, можно 

посмотреть в глаза другому человеку, и даже в этом случае не быть 

достаточно свободным. Можно сказать Богу: «Да я вообще хороший, меня 

хоть сейчас на алтарь клади, на мне Мессу служи – святой!». И часто многие 

прихожане так о себе думают: «Ну что: не крал, никого не убил, и все». А на 

самом-то деле – являемся ли мы по-настоящему свободными? Только 

свободный человек способен с полной искренностью и любовью посмотреть 

в глаза Иисусу и посмотреть в глаза ближнему. И поэтому герой 

сегодняшнего фрагмента не мог выдержать любящего взгляда Спасителя. 

Оказывается – чтобы смотреть в глаза Иисусу, необходимо по-настоящему 

освободиться от привязанностей. В нашей жизни могут быть самые 

разнообразные привязанности. Да, мы нуждаемся в благах земных: в пище, в 

воде, в чистом воздухе; мы нуждаемся в жилище, в одежде; мы нуждаемся в 

благах духовного порядка – наше человеческое достоинство, доброе имя; мы 

нуждаемся также в мирном небе. Во всем этом мы нуждаемся, это 

совершенно бесспорно. Но есть некая иерархия этих благ, этих ценностей. 

Что для меня является самым важным? На прошлой неделе в центре 

«Покровские ворота» была презентация новой энциклики Папы Laudato si. 

Это энциклика, которую уже назвали «экологической», т.е. об экологических 

проблемах. Но строго говоря, энциклика не только об этом, я в своем 

выступлении старался именно эту мысль представить. Энциклика – о 

ценностях: что для нас в жизни является более важным – строить 

целлюлозный комбинат или защитить, например, озеро? Строить 

водохранилище или сохранить деревню, не затоплять ее? И так далее, и так 

далее. Трудно ответить на эти вопросы. Однозначный ответ сразу дать 

нелегко. Но и в нашей жизни мы не можем быстро однозначно дать ответы 

на многие вопросы. Однако это не означает, что мы не должны на них 

отвечать. И это – главная наша проблема. Мы, христиане, призваны и 

обязаны всегда принимать некие решения, решения ответственные. Делать 

выбор: что для нас действительно более важно? Сегодняшний герой 

почувствовал, что все-таки богатство, которым он обладает, для него что-то 

более важное, чем идти за Иисусом. Идти за Иисусом трудно, поэтому Иисус 

и восклицает: «Проще верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели 

богатому войти в Царство Божье». Игольные уши – так назывался один из 

входов в стене в Иерусалим. Он был настолько маленький, что туда, конечно, 

верблюд никак не мог пройти, поэтому Иисус использует такую метафору. 

Что же отвечают ученики: «А что же тогда делать? Мы ведь все равно 

привязаны к неким ценностям, являемся несовершенными людьми, не можем 

просто так все бросить и пойти в никуда. Что же делать конкретно? Кто же 

может тогда спастись?». И Иисус здесь нас обнадеживает, вселяет великую 

надежду: «Человекам это невозможно»… Да, какими бы мы добрыми ни 

были, как бы мы ни кричали на всех углах и на всех телевизионных каналах, 

что мы нравственные, у нас духовные ценности, у нас непонятно что, – все 

равно мы этим не спасемся. И это самое главное. Человек сам не может 

никогда спастись. Богу все возможно, не человеку. Мы об этом в Евангелии 

слышали: для спасения необходима Божья помощь – благодать. У Бога нет 

ничего невозможного, и это – главная мысль сегодняшней литургии Слова – 

что Бог нам Сам дает благодать. Когда приходят на катехизицию, особенно 

те, кто не может долго ее посещать, я им говорю просто главные истины 

веры; одна из этих главных истин веры заключается в том, что спасение без 

благодати невозможно, какими бы мы хорошими мы ни были. Только тогда 

наши хорошие поступки будут иметь meritum – спасительную заслугу, – 

когда они совершены в состоянии благодати. Поэтому путь христианина – 

это путь стяжания благодати, жизни в этой благодати Божьей. И это есть 

истинная мудрость, мудрость, о которой мы слышали в первом чтении 

литургии слова, еще из ветхозаветной книги: «Я молился, и дарован мне 

разум; взывал я, и сошел на меня дух премудрости». Что означает «дух 

премудрости на нас сошел»? Что мы испрашиваем истинную мудрость 

Божью. Эта мудрость не заключается в том, чтобы нам удалось без 

подготовки сдать вдруг экзамен, а мудрость заключается в том, чтобы мы 

жили в состоянии Божьей благодати, чтобы мы осознавали приоритеты в 

нашей жизни, иерархию ценностей. Что для нас является более важным, что 

является менее важным? Только тогда мы можем с чистой совестью и 

чистым сердцем смотреть в глаза и Богу, и ближнему. Аминь.