+7 (495)
506-23-34
prihod@peterpaul.msk.ru

Проповедь от 02.03.2016

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

       Ис Нав 5, 9a. 10-12

В те дни: И сказал Господь Иисусу: ныне Я снял с вас 

посрамление Египетское. И стояли сыны Израилевы 

станом в Галгале, и совершили Пасху в 

четырнадцатый день месяца вечером на равнинах 

Иерихонских. И на другой день Пасхи стали есть из 

произведений земли сей, опресноки и сушёные зёрна в 

самый тот день. А манна перестала падать на другой 

день после того, как они стали есть произведения 

земли, и не было более манны у сынов Израилевых, но 

они ели в тот год произведения земли Ханаанской.


 
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ

       2 Кор 5, 17-21

Братья: Кто во Христе, тот новая тварь; древнее 

прошло, теперь всё новое. Всё же от Бога, Иисусом 

Христом примирившего нас с Собою и давшего нам 

служение примирения; потому что Бог во Христе 

примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений 

их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники 

от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через 

нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. 

Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за 

грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред 

Богом.


 
ЕВАНГЕЛИЕ

       Лк 15, 1-3. 11-32

Приближались к Иисусу все мытари и грешники — 

слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: 

Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им 

следующую притчу: у некоторого человека было два 

сына; и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне 

следующую мне часть имения». И отец разделил им 

имение. По прошествии немногих дней младший сын, 

собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил 

имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, 

настал великий голод в той стране, и он начал 

нуждаться. И пошёл, пристал к одному из жителей 

страны той; а тот послал его на поля свои пасти 

свиней. И он рад был наполнить чрево своё рожками, 

которые ели свиньи; но никто не давал ему. Придя же в 

себя, сказал: «сколько наёмников у отца моего 

избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! 

Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: отче! я 

согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин 

называться сыном твоим; прими меня в число 

наёмников твоих». Встал и пошёл к отцу своему. И 

когда он был ещё далеко, увидел его отец его и 

сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. 

Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и 

пред тобою и уже недостоин называться сыном 

твоим». А отец сказал рабам своим: «принесите 

лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на 

руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного 

телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо 

этот сын мой был мёртв, и ожил; пропадал, и 

нашёлся». И начали веселиться. Старший же сын его 

был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, 

услышал пение и ликование. И, призвав одного из слуг, 

спросил: «что это такое?» Он сказал ему: «брат твой 

пришёл; и отец твой заколол откормленного телёнка, 

потому что принял его здоровым». Он осердился и не 

хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал 

в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и 

никогда не преступал приказания твоего; но ты 

никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться 

с друзьями моими. А когда этот сын твой, 

расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты 

заколол для него откормленного телёнка». Он же 

сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё моё 

твоё. А о том надобно было радоваться и веселиться, 

что брат твой сей был мёртв, и ожил; пропадал, и 

нашёлся».


 

Может ли человек убежать от Бога? Возлюбленные во 

Христе Господе дорогие братья, дорогие сестры, формально 

человек может признать, что Бога нет или что Бог не такой, 

каким Его представляет Церковь, или что человек якобы 

носит некоего Бога в сердце и более ничего, или что этот Бог 

злой, или что Бог не интересуется этим миром, или что Бог 

слишком далеко, и так далее. Можно найти миллион 

различных причин, чтобы попытаться убежать от Бога, 

попытаться сделать вид, что я здесь ни при чем, и мои 

отношения с Богом – они вовсе несущественны; в крайнем 

случае – это мои личные отношения, и ничего более. 

А вот может ли человек убежать от самого себя? 

Может ли он бежать от собственной тени? Ведь каждый 

человек имеет множество проблем. И по-разному можно к 

этим проблемам относиться: можно не обращать на них 

внимания; делать вид, что ничего не происходит; 

воображать, что этих проблем нет, закрывать на них глаза. 

Можно в себе эти проблемы подавлять, можно проецировать 

свои проблемы на окружающих, и это очень часто 

происходит в мире. Психологи, в том числе специалисты в 

сексопатологии, хорошо знают, как можно проецировать 

собственные интимные проблемы на окружающих. Можно 

всегда стараться делать вид, что у меня никаких проблем 

нет, что я в порядке, я поступаю правильно, и все вроде бы 

хорошо. 

Но вот такой человек, который пытается убежать от 

самого себя, убежать от Бога – является ли он счастливым? 

Вот главный вопрос, на самом деле, который ставит перед 

нами сегодняшняя Литургия слова в этой знаменитой 

Притче о блудном сыне. Способны ли мы бытьсчастливыми? 

Сегодня ведь воскресенье Великого поста называется 

радостным – “Laetare”. Оно призывает нас к радости. 

Младший сын из этой знаменитой притчи вполне 

рассудительно поступал, на первый взгляд. Причиталась ему 

часть имения? Конечно, причиталась. Распорядился он им? 

Распорядился осознанно, добровольно, без всякого 

принуждения сделал все, что желал. Более того, казалось, 

даже и неплохо проводил время, как нам говорит притча. 

Пошел и расточил имение свое, живя распутно. Говоря 

общо, распутная жизнь – жизнь, которая здесь имеется в 

виду, заключается в привязанности к земным утехам, самым 

разнообразным. Это необязательно распутная жизнь только 

в одном, так скажем, сексуальном ее проявлении. Нет, это 

любая привязанность к благам мира сего, которая становится 

главной целью нашей жизни и которая становится главной 

ценностью нашей жизни. Это и есть то самое распутство. 

Это совершенно неблагоразумное отношение к жизни. 

Далее мы хорошо знаем эту притчу. Знаем ее по 

знаменитым картинам, которые как раз акцентируют ее в 

момент возвращения блудного сына. По какой причине этот 

сын вернулся к отцу? Да потому, что эта распутная жизнь, 

оказывается, не принесла ему той самой радости, к которой 

мы все стремимся. Не принесла ему того самого счастья, а 

принесла только разочарование. И это разочарование 

проявилось, кроме прочего, в том, что ему пришлось даже 

свиней пасти. В иудейской среде это наиболее унизительное 

занятие, ведь свиньи – это нечистые животные. Более того, 

не только пасти свиней. Оказывается, свиньи эти, нечистые, 

были к какой-то степени более счастливы, чем он: свиньи 

были сыты. А блудный сын пытался этими рожками, 

которые предназначены были для свиней, набить 

собственную утробу, чтобы хоть как-то утолить чувство 

голода. Говоря символически – чтобы хоть как-то 

попытаться быть счастливым. И в конце концов он 

принимает единственное правильное решение: «Встану и 

пойду к отцу моему». 

Милосердный отец – это второе действующее лицо 

этой притчи, который сжалился над бедой, сжалился над 

пустотой, над бессмысленностью жизни своего сына. 

Счастье в этой жизни мог принести ему тот самый 

милосердный отец. Многие спорят, ком, собственно говоря, 

эта притча и как ее правильно называть: «О блудном сыне» 

или «О милосердном отце»? О наших грехах, в которых 

надобно каяться, или же о Боге, Который есть та самая 

вершина милосердия, Боге, который нас любит и Который 

нам прощает наши грехи? Можно бесконечно спорить о том 

и о другом. Но надо понять одну важную истину, а именно 

то, что грех всегда, неизбежно, приносит человеку 

страдания. Грех никогда не может принести человеку 

радость и счастье. Радость – в самом лучшем случае 

временную, так, как и у этого блудного сына – временная 

радость, временное состояние распутства в широком смысле 

этого слова. Но никогда полнинной радости и счастья не 

принесет. 

Дорогие братья и сестры, но в сегодняшней притче 

есть еще одно действующее лицо. Не менее важное, на 

самом деле, – это старший сын, о котором, как правило, мы 

стыдливо умалчиваем, потому что очень неудобно 

рассуждать именно о старшем сыне в этой притче. Сейчас 

попытаюсь объяснить, почему. Ведь старший сын – это 

образ того самого, казалось бы, нормального, праведного 

человека. Это тот, кто слушает отца. Он, в частности, 

работал на поле, исполнял свои обязанности, и казалось бы, 

что в этом плохого? Все прекрасно, все великолепно. Можно 

даже понять его реакцию возмущения. Как это так, я сколько 

работаю на тебя, и ты мне никогда не давал даже 

возможности заколоть козленка, чтобы повеселиться с 

друзьями моими, а этому блуднику ты сразу устроил 

торжественный прием. Казалось бы, по-человечески 

возможно даже понять эту реакцию. 

Но важно обратить внимание на другое – на сам факт 

слов старшего сына. Почему он это сказал? Обратим 

внимание на то, что Иисус эту притчу рассказывает 

фарисеям, в контексте их обиды на Иисуса. Иисус общается 

с мытарями и грешниками. Он предпочитает эту компанию 

набожным фарисеям, так называемой духовной элите иудеев 

в те времена. Именно это их особым образом задевает. 

Почему? Да потому что у них не было радости общения с 

Богом. Так же, как и у старшего сына в сегодняшней притче. 

Казалось бы, формально все исполняем хорошо, а вот этой 

радости общения с Богом – нет. Мы, казалось бы, принимаем 

таинства, казалось бы, и молимся, и в храм ходим, и 

стараемся посты соблюдать, а вот радости в наших сердцах 

почему-то нет. Одновременно мы готовы завидовать, 

превозноситься над другими; более того, мы еще готовы 

ненавидеть других. 

На днях мы узнали об очень странном прецеденте, в 

который трудно вообще поверить. В одном из городов 

России начался судебный процесс над молодым человеком, 

который в социальных сетях якобы оскорбил чьи-то 

религиозные чувства, сказав, что Бога нет. Его отправляли 

даже на психиатрическую экспертизу. Трудно в это 

поверить. Еще 30 лет назад в этой стране отправляли в 

психушку и могли запереть человека за то, что он говорил, 

что Бог есть. А сегодня, оказывается, могут отправить на 

такие же обследования за слова, что Бога нет. Как на это 

могут реагировать верующие люди? Я про себя думаю – 

наверное, придется, если будет возможность, защищать 

этого несчастного человека. А всем, кто это устроил, надо 

посоветовать почитать притчу о блудном сыне и посмотреть 

особо на образ старшего сына. 

Что означает быть верующим человеком? 

Оказывается, мы можем сколько угодно говорить о нашем 

духовном и религиозном возрождении, однако это может 

оказаться всего лишь фарсом. Обычным фарсом, ничего не 

меняется в сердце, если вера не приносит радости, если мы 

не видим Божьего присутствия в нашей жизни, то грош цена 

этой вере. Вот подлинный смысл сегодняшней притчи. 

Центр внимания сегодня у нас не столько на грехи, сколько 

на Божью любовь. Это Бог способен простить, это Бог 

способен блудника вывести из этого состояния, Он способен 

нас освятить. Это Бог способен исцелить раны, которые 

сидят глубоко в нас самих, которые мы часто не любим 

называть своими именами, потому что стесняемся, 

стыдимся, пытаемся делать себя лучше, чем окружающие, 

пытаемся их подавлять. Начинаем входить в паранойю, 

искать врагов и недругов везде вокруг нас: среди наших 

соседей, среди представителей других религий, других 

наций… кого хотите. Мы готовы везде искать происки 

любых врагов, как хотите их называйте – начиная от 

империалистов и эксплуататоров и заканчивая всякими 

религиозными фанатиками, – суть это не меняет. В наших 

сердцах всегда остаются одни и те же проблемы. Как бы мы 

себя ни называли – атеистами там, католиками, 

православными, мусульманами – кем угодно. Те же самые 

проблемы: отсутствие подлинной связи с Богом. Только Бог 

способен исцелить эти раны, которые оставляют наши грехи. 

Только Бог является подлинным милосердным Отцом, и Он 

способен принести нам подлинную радость. Аминь.